Dreams Gate Forum

Dreams Gate and mods based on Vereshagin Engine like Stargate mod

You are not logged in.

#1 2012-04-26 18:28:32

godar ↓ 
Administrator
From: Черкассы
Registered: 2011-02-11
Posts: 536

Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Материал давний, но актуальный.

Ионный двигатель:космический прорыв

Hidden text:

ИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - в субботу 30.09.2003 с космодрома Куру ракетой-носителем «Ариан 5» была успешно выведена в космическое пространство исследовательская станция европейского космического агентства SMART 1. Спутник создан по заказу ESA (European Space Agency, Европейское космическое агентство) Шведской космической корпорацией при участии почти 30 субподрядчиков из 11 европейских стран и США. Общая стоимость проекта составила 110 млн. евро.

SMART 1 - первая автоматическая станция ESA для исследования Луны. В то же время, это уникальная исследовательская станция нового типа, первая в новой программе ESA под названием Small Missions for Advanced Research in Technology. В ходе выполнения программы запланирована апробация целого ряда новых технологий, например, связь в Ка-диапазоне и лазерная связь, автономная навигация и многое другое.

При достаточно большом количестве аппаратуры, SMART 1 отличается малым весом (370 кг, в том числе научная аппаратура — 19 кг) и компактностью. Со сложенными солнечными батареями он представляет собой прямоугольник размером в метр. Стоимость SMART 1 примерно раз в пять меньше, чем типичной межпланетной станции ESA. Но самая главная особенность нового космического аппарата в том, что впервые в истории космонавтики ионный двигатель будет использован в качестве основного. В планах ESA — еще два аппарата, оснащенных ионной двигательной установкой. Это BepiColombo для исследования Меркурия и Solar Orbiter - для изучения Солнца.

Установленный на SMART 1 ионный двигатель потребляет 1350 Ватт электроэнергии, вырабатываемой солнечными батареями, и развивает тягу в 0,07 Ньютон, что примерно соответствует весу почтовой открытки. Важным преимуществом двигателей на эффекте Холла является отсутствие решетки, подвергающейся постоянной бомбардировке высокоэнергетичными ионами.

Рабочим веществом служит ксенон (запас топлива 82 кг). При этом для выхода на эллиптическую полярную орбиту вокруг Луны станции потребовалось 16 месяцев. Выведение SMART 1 на расчетную орбиту представло собой сложный многоступенчатый процесс, состоящий из нескольких этапов.

Строго говоря, ионные двигатели уже устанавливались на космических аппаратах — в последние годы, в частности, на исследовательской станции НАСА Deep Space 1 (DS 1) и на экспериментальном геостационарном спутнике связи ESA Artemis. В последнем случае, благодаря наличию на борту ионных двигателей, удалось спасти казавшийся окончательно утраченным спутник ценой в миллионы долларов.

Нештатная работа верхней ступени ракеты-носителя Ariane 5, выводившей на орбиту спутник Artemis, привела к тому, что орбита Artemis оказалась значительно ниже расчетной. Обычно это приводит к потере спутника. Если он несет в себе угрозу другим космическим аппаратам, его топят (тяжелые аппараты) или «сжигают» в атмосфере. Но Artemis избежал этой печальной участи.

Благодаря экстренно принятым мерам и ценой расходования практически всего запаса химического топлива, имевшегося на борту, спутник удалось перевести на круговую орбиту высотой 31 тыс. км. Но после этого надо было перевести Artemis на расчетную геостационарную (высотой около 36 тыс. км). Тогда и было принято решение воспользоваться четырьмя ионными двигателями, установленными на борту попарно. Они изначально предназначались для управления ориентацией (наклоном) спутника. Что бы осуществить переход вектор тяги двигателей был направлен перпендикулярно плоскости орбиты. Но для спасения аппарата ему необходимо было придать импульс в плоскости орбиты, и таким образом перевести на более высокую геостационарную орбиту. Artemis требовалось повернуть на 90 градусов по отношению к его нормальной ориентации.

Сложнейшая спасательная операция, потребовала выработки «на ходу» новой стратегии действий, новых режимов управления спутником и функционирования бортовой аппаратуры. Потребовалось модифицировать 20% всего бортового программного обеспечения. И все же операция прошла весьма успешно. О ее сложности свидетельствует тот факт, что только для перепрограммирования бортовой системы управления потребовалось подгрузить с Земли модифицированные блоки программного обеспечения общим объемом в 15 тыс. слов. Это была самая масштабная операция по перепрограммированию с Земли телекоммуникационного спутника.

Несмотря на скромную тягу (всего 15 миллиньютон) Artemis стал «карабкаться» на расчетную орбиту, поднимаясь на 15 км в день. Вся спасательная операция заняла 18 месяцев. 31 января 2003 года Artemis оказался именно там, где ему следовало бы оказаться еще полтора года назад. Первая в мире спасательная операция, исход которой целиком зависел от надежности ионных двигателей и слаженных действий людей на Земле, прошла успешно. Спутник, считавшийся безнадежно потерянным, приступил к нормальной работе.

По своей конструкции основной двигатель SMART 1 существенно отличается от двигателей, установленных на DS 1 и на Artemis. В случае с последними двумя аппаратами, для ускорения ионов использовалась решетка с поданным на нее потенциалом (так называемый gridded ion engine). В отличие от них SMART 1 оснащен ионным двигателем Холла, который существенно отличается по своей конструкции. Важным преимуществом двигателей на эффекте Холла является отсутствие решетки, подвергающейся постоянной бомбардировке высокоэнергетичными ионами, вследствие чего происходит ее быстрая деградация. Что касается других характеристик ионных двигателей различной конструкции, то ситуация выглядит не столь очевидной. В общем, двигатели с решеткой позволяют получать больший удельный импульс и расходуют примерно в два раза меньше топлива (рабочего тела), чем двигатели Холла. Однако при этом двигатели Холла позволяют развить большую удельную тягу при одинаковом потреблении электроэнергии. Обе конструкции имеют свои достоинства и недостатки, и выбор предпочтительного варианта зависит в каждом случае от характера задач, стоящих перед аппаратом, и от его энергетических возможностей.

Фотонный двигатель: космический прорыв

Hidden text:

Эффект эмиссии пыли под воздействием светового излучения позволит создать интересный и перспективный вид космических движителей для полетов к другим планетам Солнечной системы. Под воздействием света и тепла частицы пыли бросают вызов гравитации и устремляются вверх. Данный эффект, сыгравший не последнюю роль в формировании планет и астероидов, может найти также практическое применение в устройствах для удаления пыли, а также в двигателях марсианских зондов и в создании космического паруса нового типа.

При воздействии на слой пыли красным лазерным излучением наблюдается фонтанирующий выброс частиц, напоминающий извержение крошечного вулкана. Всесторонне изучив это явление, ученые Герхард Вурм (Gerhard Wurm) и Оливер Краус (Oliver Krauss) из университета Мюнстера пришли к выводу, что его возникновение связано с фотофорезом и "парниковым эффектом" в твердом теле, сообщает PhysOrg.

Фотофорез - или движение частиц под воздействием света - базируется на давно известном эффекте, называемом термофорезом, то есть движении частиц под воздействием тепла. В средах с температурными градиентами частицы будут Фотонный двигатель - двигатель, тяга которого созда-ется за счет истечения квантов э/магнитного излу-чения или фотонов. Выброс частиц порошка графита (на вставке - "извержение" частиц стеклоуглерода). Фотонный двигатель - это реальность? перемещаться из более горячей области в менее горячую. Когда источником тепла служит энергия поглощенного света, такой процесс называется фотофорезом.

В дополнение к поверхностному температурному градиенту "парниковый эффект" твердого тела также играет роль в извержениях пыли. Парниковый эффект возникает вследствие того, что лазерный луч сильнее всего нагревает частицы пыли, находящиеся немного глубже, чем поверхностные слои (по крайней мере на глубине 100 мкм, что составляет несколько десятков слоев частиц).

Ученые вычислили, что для освобождения одной сферической частицы размером в 1 мкм требуется сила приблизительно равная 10-7 Н. "Мы заметили, что частицы поднимаются в среднем на высоту 5 см, - сообщает д-р Вурм. - Высоту можно увеличить до 10 см, но и это еще не предел. Предел, вероятно, зависит от распределения и размеров частиц, силы их взаимного сцепления и мощности лазерного луча".

При мощности 50 мВт излучение проникает в слой пыли на глубину до нескольких миллиметров. Температура имеет тенденцию уменьшаться с увеличением глубины, но фактически она достигает максимума не у поверхности, а на глубине 100 мкм. Таким образом, создается обратный температурный градиент около поверхности, который и вызывает извержение частиц пыли. В ходе экспериментов было также обнаружено, что в течение нескольких десятков секунд после выключения лазера точка максимального градиента температур смешается глубже за счет быстрого остывания поверхности, что еще больше увеличивает силу фотофореза.

Фотофорез лучше всего наблюдать при низком давлении. Эксперименты проводились при давлении 10 миллибар, что составляет примерно 0,01 нормального атмосферного давления Земли, поэтому действие фотофореза на земную пыль незначительно. Однако на ранних стадиях образования планет и звезд фотофорез при малых давлениях, вероятно, играл значительную роль в возникновении газопылевых дисков, которые в свою очередь привели к формированию астероидов и прочих космических объектов пояса Койпера.

Ученые считают, что в будущем фотофорез может найти практическое применение в условиях разреженной атмосферы Марса. Например, можно использовать данную технологию на автоматических исследовательских станциях для удаления пыли с блоков солнечных элементов и линз оптических приборов. Кроме того, ученые планируют создать солнечный парус, который использовал бы силу фотофореза вместо лучевого давления. Такой парус, напоминающий рыболовную сеть и работающий на основе отрицательного фотофореза, по оценкам физиков, может приводить в движение небольшие зонды. Парус размером 10x10 м способен нести полезный груз массой в несколько десятков килограммов только за счет "пассивного" излучения Солнца.

Offline

#2 2012-04-26 19:05:56

Flexrap ↓ 
Administrator
From: Симферополь
Registered: 2011-05-12
Posts: 313
Website

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Мне кажется это будующее космонавтики. Не самое финальное, но всё-же smile3 .


Мудрый не тот кто много знает. Мудрый тот кто знает нужное, и в этом разбирается

Offline

#3 2012-04-26 19:06:32

tomas ↓ 
Технический сержант
Registered: 2011-01-28
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

А еще плазменный - с 70-х годов. У американцев был шок, когда они в 90-х узнали, что мы давно летаем на плазме  biggrin
Только дальше нашей системы все-равно пока нет смысла летать, особенно с такими двигателями.

Offline

#4 2012-04-26 19:34:50

godar ↓ 
Administrator
From: Черкассы
Registered: 2011-02-11
Posts: 536

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

http://otherreferats.allbest.ru/physics/00081007_0.html


От нашей Солнечной системы до ближайшей - проксима-Центавра 4,243±0,002 св. лет (1,3009±0,00015 пк)

скорость света 300000 км/с а скорость самого быстрого аппарата на данный момент - 90 км/с (Deep Space-1) (в 3333 раза меньше).

Итог - даже летая с такой скоростью мы достигнем Проксимы за 14143 года...

Так что нам еще поднимать и поднимать скорость наших двигателей... минимум на 3 порядка.

http://www.astronet.ru/db/msg/1263643/E … 0.jpg.html

Last edited by godar (2012-04-26 19:46:54)

Offline

#5 2012-04-27 12:02:01

Баал ↓ 
0x0000007B
Registered: 2011-01-22
Posts: 747

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Даешь строительство орбитальных ускорителей по принципу пушки Гаусса! Топлива нужно в 2 раза меньше (тормозить то надо) а источником энергии солнечный свет  biggrin
P.s. 666 сообщение...

Offline

#6 2012-04-28 07:49:09

tomas ↓ 
Технический сержант
Registered: 2011-01-28
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Не все так просто.

Offline

#7 2012-04-28 08:05:41

Flexrap ↓ 
Administrator
From: Симферополь
Registered: 2011-05-12
Posts: 313
Website

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Но было бы не плохо biggrin . Как в Х3, орбитальный ускоритель сделать и всё smile3


Мудрый не тот кто много знает. Мудрый тот кто знает нужное, и в этом разбирается

Offline

#8 2012-04-28 12:44:23

tomas ↓ 
Технический сержант
Registered: 2011-01-28
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Топлива нужно столько же. Только половину придется отдать ускорителю.

Offline

#9 2012-04-28 13:41:07

Баал ↓ 
0x0000007B
Registered: 2011-01-22
Posts: 747

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Топлива нужно столько же. Только половину придется отдать ускорителю.

Нахрена ускорителю топливо? И даже если нужно было бы, ты его не разгоняешь вместе с кораблем, что положительно сказывается на экономности

Offline

#10 2012-04-28 15:44:46

tomas ↓ 
Технический сержант
Registered: 2011-01-28
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

А чем компенсировать импульс ускорителя?

Offline

#11 2012-04-28 19:16:47

Баал ↓ 
0x0000007B
Registered: 2011-01-22
Posts: 747

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Ну если считать массу ускорителя много больше запускаемого объекта, то Особых проблем тут возникнуть не должно. Можно компенсировать с помощью притяжения

Offline

#12 2012-04-28 20:03:59

tomas ↓ 
Технический сержант
Registered: 2011-01-28
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Притяжением? Это как?
Вообще-то импульс одинаков в любом случае. какое бы соотношение масс не было.
Тяжелый ускоритель хоть и будет отлетать медленно после выстрела, но и остановить его будет также тяжелее - топлива уйдет столько же.

Offline

#13 2012-04-28 21:07:06

Tessar ↓ 
Sci-Fi Writer
From: Санкт-Петербург
Registered: 2011-01-24
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Может просто построить ускоритель на Луне? Его размер не будет иметь критического значения, атмосферы там нет, малое притяжение.
Единственная проблема это прицел, но скорректировать направление можно и во время полёта. Каким-нибудь малым двигателем допустим.
Ещё трабл с выбором направления, но не будем же мы по 20 штук аппаратов пускать. До ближайшей звезды бы...

Мне кажется, что преодолевать скорость света в нашем пространстве не эффективно. Если найти способ открывать те самые злосчастные червоточины, но мечты-мечты...
В крайнем случае нужен революционный вариант двигателя, отошедший от третьего закона Ньютона. Механически такую скорость не набрать мне кажется.

Offline

#14 2012-04-29 05:37:55

godar ↓ 
Administrator
From: Черкассы
Registered: 2011-02-11
Posts: 536

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Да нам бы до 1/10 от скорости света добраться... 45 лет это не 13333 - можно же пролететь даже без камер летаргического сна.
Но на самом деле проблемм несколько.

1. Проблемма взлета с Земли и доправки всех частей корабля до точки отправки в это путешествие.
2. Проблемма набора скорости для таких дальних полетов. Проблемма торможения корабля при такой высокой скорости.
3. Проблемма маневрирования на таких скоростях для облета астероидов и тех помельче их. Защита от столкновения с астероидами.
4. Проблемма безотказности систем корабля на протяжении всего полета.
5. Проблемма жизнеобеспечения экипажа корабля пока проходит полет. Экипажем, скорее всего будет пара - мужчина и женщина.

Это навскидку а на самом деле пунктов еще больше.

Offline

#15 2012-04-29 06:46:08

Tessar ↓ 
Sci-Fi Writer
From: Санкт-Петербург
Registered: 2011-01-24
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Даже со сроком в 45 лет полёт будет бесполезен. Никто не сможет вернуться назад, чтобы рассказать об увиденном.
Никаких образцов, никаких данных (Хотя можно послать обратно сигнал или корабль без экипажа), полёт явно должен быть не один и не сто.

Offline

#16 2012-04-29 08:36:12

.:ASURAN:. ↓ 
Lie to me
Registered: 2012-02-13
Posts: 141

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Tessar wrote:

Даже со сроком в 45 лет полёт будет бесполезен. Никто не сможет вернуться назад, чтобы рассказать об увиденном.
Никаких образцов, никаких данных (Хотя можно послать обратно сигнал или корабль без экипажа), полёт явно должен быть не один и не сто.

Или корабль с командой обратно но для них пройдет только несколько лет, в стазисе такой полет вполне возможен вот-только нужно найти правильную технологию для замораживания человеческих клеток не травмируя, их а потом запустить все системы органов человека после выхода из стазиса.


Главное верить в себя и все получится.

Offline

#17 2012-04-29 09:11:44

Баал ↓ 
0x0000007B
Registered: 2011-01-22
Posts: 747

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Притяжением? Это как?
Вообще-то импульс одинаков в любом случае. какое бы соотношение масс не было.
Тяжелый ускоритель хоть и будет отлетать медленно после выстрела, но и остановить его будет также тяжелее - топлива уйдет столько же.

Я имею ввиду корректировкой орбиты. Допустим один "выстрел" по ходу движения, другой - против. Тем более, что движение по кругу дает возможность любой цели практически

Offline

#18 2012-04-29 10:21:47

godar ↓ 
Administrator
From: Черкассы
Registered: 2011-02-11
Posts: 536

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

А тем временем поступают тяжелые новости...

http://www.bbc.co.uk/russian/science/20 … unds.shtml

Миссия невыполнима: НАСА свернет марсианскую программу (не совсем, но им опять урезают финансирование).

http://www.bbc.co.uk/russian/multimedia … gton.shtml

http://www.bbc.co.uk/russian/multimedia … ning.shtml
http://www.bbc.co.uk/russian/multimedia … ning.shtml

Last edited by godar (2012-04-29 10:33:31)

Offline

#19 2012-04-29 10:49:56

tomas ↓ 
Технический сержант
Registered: 2011-01-28
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Баал wrote:

Притяжением? Это как?
Вообще-то импульс одинаков в любом случае. какое бы соотношение масс не было.
Тяжелый ускоритель хоть и будет отлетать медленно после выстрела, но и остановить его будет также тяжелее - топлива уйдет столько же.

Я имею ввиду корректировкой орбиты. Допустим один "выстрел" по ходу движения, другой - против. Тем более, что движение по кругу дает возможность любой цели практически

Вообще, да. Так можно. Правда есть свои тонкости, но решаемые матаном.
Ускоритель получится очень тяжелый, и не скорострельный - пока зарядятся накопители пройдет несколько витков.
Зато его можно сделать полностью автономным.

Еще бы научиться выбираться из гравиколодца без таких больших затрат топлива.

Last edited by tomas (2012-04-29 10:51:20)

Offline

#20 2012-04-29 15:34:34

Баал ↓ 
0x0000007B
Registered: 2011-01-22
Posts: 747

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Так никто и не говорит о скорострельности. Заряд будет оочень долго копится, тем более представьте, какое нужно "поле" из солнечных батарей. А вот доставка действительно запарная. В идеале можно было бы вообще Кольцо ускорителя вокруг планеты забабахать.  biggrin  Типа большого адронного коллайдера. Конечно, ресурсов тьма тьмущая, но чисто теоретически, было бы забавно

Offline

#21 2012-04-29 16:05:49

godar ↓ 
Administrator
From: Черкассы
Registered: 2011-02-11
Posts: 536

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Предлагаешь соорудить пушку разгоняющую ракету и потом выстреливающую ее на луну?... Вне атмосферы Земли это реализовать проще. А вот что выведет ракету на орбиту... У меня только один способ ЭРД ракета с ядерным реактором на борту. Но каков вес минимальной ядерной установки(МЯУ)? И какое будет мяу если эта установка откажется нормально работать.

Offline

#22 2012-04-29 16:06:12

ANABIOS101 ↓ 
Administrator
From: Минск
Registered: 2011-08-08
Posts: 316
Website

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Kornlife wrote:
Tessar wrote:

Даже со сроком в 45 лет полёт будет бесполезен. Никто не сможет вернуться назад, чтобы рассказать об увиденном.
Никаких образцов, никаких данных (Хотя можно послать обратно сигнал или корабль без экипажа), полёт явно должен быть не один и не сто.

Или корабль с командой обратно но для них пройдет только несколько лет, в стазисе такой полет вполне возможен вот-только нужно найти правильную технологию для замораживания человеческих клеток не травмируя, их а потом запустить все системы органов человека после выхода из стазиса.

С этим я соглашусь, можно сделать простой стазис как в фильмах Аватар, чужой, чужие. Там они летают без гипер пространства.


120862245805.jpg c9152fc6a751.gif

Offline

#23 2012-04-29 16:23:33

Баал ↓ 
0x0000007B
Registered: 2011-01-22
Posts: 747

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Предлагаешь соорудить пушку разгоняющую ракету и потом выстреливающую ее на луну?... Вне атмосферы Земли это реализовать проще. А вот что выведет ракету на орбиту...

На луну то зачем? Естественно пушка на орбите.
А корабль либо классическим способом отправляем с земли, либо собираем на орбите

А по поводу выживания в долгом перелете: либо роботизированную установку, либо клонировать с помощью роботов перед прилетом замороженный заранее материал

Offline

#24 2012-04-29 16:48:19

Tessar ↓ 
Sci-Fi Writer
From: Санкт-Петербург
Registered: 2011-01-24
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Клонирование это уж слишком извращённый способ. Стазис будет уместнее.

Offline

#25 2012-04-29 16:55:53

Баал ↓ 
0x0000007B
Registered: 2011-01-22
Posts: 747

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Стазис будет уместнее.

Чего то я не слышал про нормально работающий стазис.
Клонирование же требует гораздо меньше ресурсов и на больше времени возможен

Offline

#26 2012-04-29 17:01:54

ANABIOS101 ↓ 
Administrator
From: Минск
Registered: 2011-08-08
Posts: 316
Website

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Баал wrote:

Стазис будет уместнее.

Чего то я не слышал про нормально работающий стазис.
Клонирование же требует гораздо меньше ресурсов и на больше времени возможен

Клоны не подходят их можно использовать в армий, но для путешествия по космосу.
Я как знаю клонирование человека запрещено во всем Мире !


120862245805.jpg c9152fc6a751.gif

Offline

#27 2012-04-29 18:12:43

Баал ↓ 
0x0000007B
Registered: 2011-01-22
Posts: 747

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Одно дело запрещено и совсем другое дело технически неосуществимо. Не вижу никаких проблем использования их в космосе

Offline

#28 2012-04-29 18:52:11

ANABIOS101 ↓ 
Administrator
From: Минск
Registered: 2011-08-08
Posts: 316
Website

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Баал wrote:

Одно дело запрещено и совсем другое дело технически неосуществимо. Не вижу никаких проблем использования их в космосе

технически осуществимо сделать клона человека в наше время. Их можно использовать в космосе но в качестве солдат.


120862245805.jpg c9152fc6a751.gif

Offline

#29 2012-04-29 19:18:53

Баал ↓ 
0x0000007B
Registered: 2011-01-22
Posts: 747

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Их можно использовать в космосе но в качестве солдат.

Зачем?

Offline

#30 2012-04-29 20:46:45

Tessar ↓ 
Sci-Fi Writer
From: Санкт-Петербург
Registered: 2011-01-24
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

А я не слышал про нормально выращенных клонов))
Ну допустим мы их вырастим, что сейчас допустим возможно, что дальше?
Первое: они будут расти точно так же как и нормальные люди, а значит должны пройти стадию "детства", что на затяжном космическом полёте скажется явно негативно.
Второе: их нужно обучить, что делать традиционным способом весьма трудно и долго, а других вариантов пока никто не придумал.

Можно развить робототехнику и запустить в полёт программированный аппарат. Нужно только просчитать все возможные сбои, ошибки и ситуации в которых он может оказаться. Бюджетный вариант миссии, если учитывать, что "еда" для него это электричество. Повышается надёжность, ведь аппарат итак будет лететь на автопилоте, даже с людьми в стазисе, а тут интеллект всегда при нём. Это конечно совсем не то, как по канонам: "... куда не ступала нога человека" или "...большой прыжок для всего человечества", но сам факт получения данных может показать, что это возможно.

Offline

#31 2012-04-29 21:55:14

ANABIOS101 ↓ 
Administrator
From: Минск
Registered: 2011-08-08
Posts: 316
Website

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

С клонами я согласен, но насчет робототехники у меня опасения есть.


120862245805.jpg c9152fc6a751.gif

Offline

#32 2012-04-30 06:02:33

godar ↓ 
Administrator
From: Черкассы
Registered: 2011-02-11
Posts: 536

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

45 лет я взял для примера - до Центавры же 4.24 световых года. С бОльшим сроком полета нечего и думать о нем.

Касательно стазиса - вспомним на основе чего он возник. В антарктике есть такая рыба, которая может впадать в это состояние и не стареть во время него. Есть еще клопы, которые "оживают" когда близко люди. По сути у человека не хватает специального белка, который будет удерживать его клетки в целости а дальше - можно его морозить и будет он спокойно спать. Затем разогрели, укололи вещество нейтрализующее этот белок и привели в чувство космонавта.

Касательно клонирования. Да, у каждого из нас есть генетический набор, но не только от генетики зависит человек. Воспитание проявляет какие-то генетические качества слабее а какие-то сильнее а какие-то вообще не проявляет или закладывает новые. Робототехникой обеспечить такое воспитание технически невозможно - нет таких роботов способных заменить мать или отца. Да - робот может выносить ребенка.(Армитаж) Но воспитать... Вот для чего нужны родители. Родители-клоны... - возможно и тогда получается 2 поколения клонов туда и обратно. Наверняка этих клонов еще и модифицируют генетически - чтобы они легче выдерживали условия полета. Однако задача полетов сейчас состоит в том сможет ли обычный человек полететь? А клоны - люди необычные, если люди уже вообще из-за генетических изменений. Значит клонирование отпадает и наступает Семья Робинзонов, что и было уже в фантастических фильмах. Без нее тут не обойтись - Либо стазис либо семья.

Касательно робототехники - у нас кругом нештатные ситуации и роботы не знают как на них реагировать. Человек тем и отличается от робота, что может абстрактно думать, применять то чего ему научили или вырабатывать новые решения исходя из обстановки. Заметьте, что человека воспитывают в садике, школе, университете... примерно 22 года. А комп воспитываемый хотя бы половину этого срока таким же ежедневным обьемом материала, который получает студент вы встречали? И хватит ли у этого робота памяти и соображалки, чтобы быстро употребить эти знания и принять правильное решение?.... Впрочем, робота всегда можно пеепрограммировать или сказать нечто наподобие "Что ты видишь когда закрываешь глаза?" - фраза стирающая память из этого фильма.

http://vk.com/video136639751_162181243? … 961a18a65a

Offline

#33 2012-04-30 08:17:33

ANABIOS101 ↓ 
Administrator
From: Минск
Registered: 2011-08-08
Posts: 316
Website

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

godar wrote:

Касательно робототехники - у нас кругом нештатные ситуации и роботы не знают как на них реагировать. Человек тем и отличается от робота, что может абстрактно думать, применять то чего ему научили или вырабатывать новые решения исходя из обстановки. Заметьте, что человека воспитывают в садике, школе, университете... примерно 22 года. А комп воспитываемый хотя бы половину этого срока таким же ежедневным обьемом материала, который получает студент вы встречали? И хватит ли у этого робота памяти и соображалки, чтобы быстро употребить эти знания и принять правильное решение?.... Впрочем, робота всегда можно пеепрограммировать или сказать нечто наподобие "Что ты видишь когда закрываешь глаза?" - фраза стирающая память из этого фильма.

http://vk.com/video136639751_162181243? … 961a18a65a

С этим я соглашусь. Робота нельзя запрограммировать на все случай жизни, вот почему нельзя робота посылать в далёкие путешествия. Так что остается только стасиз нормальный сделать.


120862245805.jpg c9152fc6a751.gif

Offline

#34 2012-04-30 11:05:08

Баал ↓ 
0x0000007B
Registered: 2011-01-22
Posts: 747

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Первое: они будут расти точно так же как и нормальные люди, а значит должны пройти стадию "детства", что на затяжном космическом полёте скажется явно негативно.
Второе: их нужно обучить, что делать традиционным способом весьма трудно и долго, а других вариантов пока никто не придумал.

Воспитание нормальное возможно. Почему? да потому что 22 года тебе нужно на социализацию. Там же нужны только технические знания.Начало первой трудовой деятельности возможно уже где-то с 6 лет

А анабиоз я не рассматриваю, так как хрен знает когда он будет применим к людям

Offline

#35 2012-04-30 11:11:34

tomas ↓ 
Технический сержант
Registered: 2011-01-28
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Клонирование - это да. Но нужно куча оборудования для выращивания клона. А потом еще обучать придется. Зато лет через 10-20 будет разумный пилот, переживший огромные перегрузки.
Это наверное больше для других звезд подойдет: разогнали корабль с дикими перегрузками, прилетел, тормознул, встал на орбиту и вырастил пилота.
Профит: большая живучесть корабля (нет экипажа), экономим много времени (большие перегрузки при разгоне, больше скорость), гуманно в случае аварии (нет экипажа), разумный экипаж у другой звезды.
Но пока нет смысла, и очень дорого. Если и потянем, то не скоро.
Мое мнение - лучше пока как следует подкачать науку, авось и придумают нормальный способ космических путешествий.
Сейчас наши корабли напоминают лодочки древних, когда они впервые смогли путешествовать по морям и океанам, теряя жизни от малейшей опасности, ожидая появления земли многие дни и ночи, не имея точных карт, ориентируясь по звездам.
Показать им современный сверхзвуковой истребитель, на котором они смогут проделать свое путешествие за пару часов, или роскошный авиалайнер, который в безопасности, тепле и комфорте перенесет через океан за полдня. ориентируясь по gps с точностью до метра и имея на борту подробные компьютеризированные карты.

Offline

#36 2012-04-30 13:58:33

Tessar ↓ 
Sci-Fi Writer
From: Санкт-Петербург
Registered: 2011-01-24
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Дело в том, что полёт, в любом случае, будет проходить под управлением автопилота. Экипаж такому зонду нужен для чего?
Только если записывать ощущения и самочувствие пассажиров.

Offline

#37 2012-04-30 15:06:02

.:ASURAN:. ↓ 
Lie to me
Registered: 2012-02-13
Posts: 141

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Мы забили главное, не надо ни клонирования ни стазиса, все уже и так заложено в пространстве.
Остановись мгновение, ты ужасно.
Чем больше скорость тем медленней летит время.
Полет который для Земли будет по времени 4.5 года, для экипажа сократиться до месяца или даже до 1 дня.


Главное верить в себя и все получится.

Offline

#38 2012-04-30 15:20:31

Jorkin ↓ 
Зануда
From: Санкт Петербург
Registered: 2010-12-12
Posts: 422

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

godar wrote:

Касательно робототехники - у нас кругом нештатные ситуации и роботы не знают как на них реагировать. Человек тем и отличается от робота, что может абстрактно думать, применять то чего ему научили или вырабатывать новые решения исходя из обстановки.

Современные автономные аппараты способны выполнять задачи не только выбирая из набора готовых решений но и самостоятельно принимать решения, запоминать успехи неудачи т.е. обучаться получать опыт и составлять свои собственные варианты решений задач, как комбинируя имеющиеся так и совсем новые. Дело в расстояниях и времени которое необходимо сигналу для преодоления расстояния до земли, оператор следящий за аппаратом предвидя сложности должен постараться скорректировать поведение но не редко он оказывается лишь наблюдателем того что уже произошло, аппарат сам принимает решения, по крайней мере такие задачи как корректировка курса тяги и пр в том числе довольно сложные в расчетах вещи аппараты выполняют сами. Грубо говоря для путешествия и исследования поверхности планеты оператор нужен только для указания приоритетов, камни ямы гейзеры скорость ветра итд итп аппарат сам определяет огибает укрывается итд. Слишком долго сигнал идет до оператора и обратно, компы сегодняшних (не орбитальных) спутников и спускаемых модулей можно так сказать думают сами, их интеллект примерно на уровне малого ребенка или умного животного, над разработкой железа и п.о. работают очень профессиональные и умные люди, не стоит это недооценивать и считать что человечество совсем ничего не добилось в освоении космоса и искусственного интеллекта.

godar wrote:

Заметьте, что человека воспитывают в садике, школе, университете... примерно 22 года. А комп воспитываемый хотя бы половину этого срока таким же ежедневным обьемом материала, который получает студент вы встречали?

Компу это и не нужно, он все знает с рождения  ( прям как гоаулд smile3  ).

godar wrote:

И хватит ли у этого робота памяти и соображалки, чтобы быстро употребить эти знания и принять правильное решение?....

Хватит, вопрос производительности железа и безупречности и.и. , имхо загвоздка не в роботе. Современные двигательные и энергетические технологии более чем скромны а знания о вселенной лишь крохотная верхушка, наличие технологий способно кардинально изменить картину а полученные с их помощью знания могли бы сделать возможным составление базы знаний для и.и. управляющего аппаратом.

ANABIOS101 wrote:

Робота нельзя запрограммировать на все случай жизни, вот почему нельзя робота посылать в далёкие путешествия.

Можно более того нужно, в идеале все делает комп мозгов на расчеты у него достаточно уже сейчас, но имхо на борту нужен один человек допустим в стазисе на всякий пожарный.


Will be as the great Nehochuha

Offline

#39 2012-04-30 16:21:51

Баал ↓ 
0x0000007B
Registered: 2011-01-22
Posts: 747

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Kornlife wrote:

Мы забили главное, не надо ни клонирования ни стазиса, все уже и так заложено в пространстве.
Остановись мгновение, ты ужасно.
Чем больше скорость тем медленней летит время.
Полет который для Земли будет по времени 4.5 года, для экипажа сократиться до месяца или даже до 1 дня.

Это при слишком больших скоростях, пока для нас недостижимых

Offline

#40 2012-04-30 17:07:33

ANABIOS101 ↓ 
Administrator
From: Минск
Registered: 2011-08-08
Posts: 316
Website

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Jorkin wrote:
godar wrote:

Касательно робототехники - у нас кругом нештатные ситуации и роботы не знают как на них реагировать. Человек тем и отличается от робота, что может абстрактно думать, применять то чего ему научили или вырабатывать новые решения исходя из обстановки.

Современные автономные аппараты способны выполнять задачи не только выбирая из набора готовых решений но и самостоятельно принимать решения, запоминать успехи неудачи т.е. обучаться получать опыт и составлять свои собственные варианты решений задач, как комбинируя имеющиеся так и совсем новые. Дело в расстояниях и времени которое необходимо сигналу для преодоления расстояния до земли, оператор следящий за аппаратом предвидя сложности должен постараться скорректировать поведение но не редко он оказывается лишь наблюдателем того что уже произошло, аппарат сам принимает решения, по крайней мере такие задачи как корректировка курса тяги и пр в том числе довольно сложные в расчетах вещи аппараты выполняют сами. Грубо говоря для путешествия и исследования поверхности планеты оператор нужен только для указания приоритетов, камни ямы гейзеры скорость ветра итд итп аппарат сам определяет огибает укрывается итд. Слишком долго сигнал идет до оператора и обратно, компы сегодняшних (не орбитальных) спутников и спускаемых модулей можно так сказать думают сами, их интеллект примерно на уровне малого ребенка или умного животного, над разработкой железа и п.о. работают очень профессиональные и умные люди, не стоит это недооценивать и считать что человечество совсем ничего не добилось в освоении космоса и искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект невозможно создать.


120862245805.jpg c9152fc6a751.gif

Offline

#41 2012-04-30 17:15:51

chemax ↓ 
капсулир
From: Красноярск
Registered: 2011-03-01
Posts: 314

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

ANABIOS101 wrote:
Jorkin wrote:
godar wrote:

Касательно робототехники - у нас кругом нештатные ситуации и роботы не знают как на них реагировать. Человек тем и отличается от робота, что может абстрактно думать, применять то чего ему научили или вырабатывать новые решения исходя из обстановки.

Современные автономные аппараты способны выполнять задачи не только выбирая из набора готовых решений но и самостоятельно принимать решения, запоминать успехи неудачи т.е. обучаться получать опыт и составлять свои собственные варианты решений задач, как комбинируя имеющиеся так и совсем новые. Дело в расстояниях и времени которое необходимо сигналу для преодоления расстояния до земли, оператор следящий за аппаратом предвидя сложности должен постараться скорректировать поведение но не редко он оказывается лишь наблюдателем того что уже произошло, аппарат сам принимает решения, по крайней мере такие задачи как корректировка курса тяги и пр в том числе довольно сложные в расчетах вещи аппараты выполняют сами. Грубо говоря для путешествия и исследования поверхности планеты оператор нужен только для указания приоритетов, камни ямы гейзеры скорость ветра итд итп аппарат сам определяет огибает укрывается итд. Слишком долго сигнал идет до оператора и обратно, компы сегодняшних (не орбитальных) спутников и спускаемых модулей можно так сказать думают сами, их интеллект примерно на уровне малого ребенка или умного животного, над разработкой железа и п.о. работают очень профессиональные и умные люди, не стоит это недооценивать и считать что человечество совсем ничего не добилось в освоении космоса и искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект невозможно создать.

Почему?

Offline

#42 2012-04-30 17:19:50

tomas ↓ 
Технический сержант
Registered: 2011-01-28
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

ANABIOS101 wrote:

Искусственный интеллект невозможно создать.

smile3

Offline

#43 2012-04-30 18:18:39

godar ↓ 
Administrator
From: Черкассы
Registered: 2011-02-11
Posts: 536

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Абсолютно исскуственный Интеллект для такого долгого полета точно создать невозможно. И я не надеюсь на одного оператора - их тоже надо дублировать как и все системы корабля. Значит должно быть двое - пара мужчина и женщина. Да, в стазисе с возможностью пробуждения когда будет нештатная ситуация. Да, вполне возможно, что их будут будить еженедельно, если будет слишком много ситуаций, где машина просто не знает какое решение принять. А вполне возможно и разбудят лишь трижды за весь полет - типа для проверки самочувствия.

Но сейчас проблемма не в том кого послать на Альфу Центавра или на Марс а в том как долго они туда будут добираться и сколько этот полет будет стоить денег. И последнее, поверьте, тормозит всю науку в целом.

Offline

#44 2012-04-30 18:46:52

Баал ↓ 
0x0000007B
Registered: 2011-01-22
Posts: 747

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Искусственный интеллект невозможно создать.

Почему же? Левое полушарие человека уже вполне себе воссоздано относительно. Проблема в правом полушарии. Там информация в абсолютно непривычной для компьютера логической форме (на клеточном уровне то же самое)

Offline

#45 2012-04-30 20:11:25

Jorkin ↓ 
Зануда
From: Санкт Петербург
Registered: 2010-12-12
Posts: 422

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

ANABIOS101 wrote:

Искусственный интеллект невозможно создать.

Может в альтернативной вселенной ии не разрабатывают и там их невозможность аксиома, но в нашей иначе smile3 .

godar wrote:

исскуственный Интеллект для такого долгого полета точно создать невозможно.

В таком долгом полете видимо от скуки он себе провода вскроет biggrin . Интеллектуальный уровень людей тоже очень разнится,
и.и. уровня ребенка не перестает быть интеллектом если он машина. Машина не может да и не должна быть похожа на разум
человека но это интеллект, мало того и.и. хоть пока и примитивные но уже используются а вы говорите невозможно.


Will be as the great Nehochuha

Offline

#46 2012-04-30 22:51:03

ANABIOS101 ↓ 
Administrator
From: Минск
Registered: 2011-08-08
Posts: 316
Website

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Приближено к искусственному интеллекту можно создать, а сам ИИ невозможно создать, по очень простой причине. ИИ нужно анализировать, что опасно, а что нет. Человек по смотря на огонь поймет, что это опасно, а ИИ нужно анализировать датчиками, какая температур, что это? И т.д


120862245805.jpg c9152fc6a751.gif

Offline

#47 2012-05-01 02:43:56

tomas ↓ 
Технический сержант
Registered: 2011-01-28
Posts: 230

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Человек такая же машина. Смотря на огонь ты также анализируешь, мозг прозрачно выполняет сложнейших алгоритмов по анализу и преобразованию информации: декодирует сигналы с рецепторов и датчиков, анализирует их, анализирует каждую картинку, выделяет в ней и классифицирует все обьекты, замеряет их угловые размеры и сравнивает с БД, строит по всем этим данным трехмерную картину в памяти, ассоциируя каждый обьект с отдельной записью в БД, предсказывает траектории и поведение этих обьектов, их свойства, и лишь потом передает эту сцену сознанию. Вот поэтому ты знаешь, что огонь горячий - в твоей БД уже есть запись об свойствах огня, и она привязана в этой сцене к обьекту, похожему на огонь - стоит лишь подумать о нем, как вся информация моментально станет тебе доступна: величина огня, расстояние до него, тепловой поток, вероятная температура, вероятная продолжительность горения, топливо и прочее - чем не терминатор?
Дай ИИ ассоциативную память, нейросеть и соответствующий набор датчиков, и он сможет это проделать не хуже тебя, а скорее даже лучше - его датчики точнее, линейны и уже откалиброваны, он сможет сказать тебе температуру пламени с точностью до десятых или сотых долей градуса лишь взглянув на него. А заодно он знает свои параметры, а значит сможет сказать как долго сможет находится в этом пламени в безопасности, и сколько времени продержится там до смерти, если потребуется, а значит сможет более безопасно действовать в огне, точно зная когда стоит вылезти, а не на авось, как мы.

Offline

#48 2012-05-01 08:19:51

godar ↓ 
Administrator
From: Черкассы
Registered: 2011-02-11
Posts: 536

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Похоже мы столкнулись с проблеммой чем же лучше человек от своего творения - робота и самым совершенным на данный момент интеллектом...

Я затрону экономический момент этой проблеммы.
- Запустить человека в космос = +90 килограмм веса, который надо вывести на орбиту. http://www.buran.ru/htm/businmar.htm

Hidden text:
Это просто справочно, для обозначения проблем. Не судите строго.
...Одноразовые РН, как правило, используют существующие технологии, сравнительно дешевы при разработке, однако главным отрицательным свойством одноразовых РН является высокая удельная стоимость выведения ($10000-15000 за 1 кг ПН). Существенного снижения удельной стоимости выведения могут дать только многоразовые РН (до $1000-1500 за 1 кг), однако они должны использовать перспективные технологии и поэтому имеют дорогой (несколько $ млрд.) и продолжительный этап НИОКР (5-10 лет).
Ссылка: http://www.buran.ru/htm/businmar.htm

...Таким образом, средняя стоимость вывода груза на орбиту минимальна оценивается в 0,05-1 ЕВРО. Ссылка: http://www.ipu.ru/stran/bod/ing/lift.htm

Эти условия обеспечивают вывод на орбиты высотой 200-1000 км грузов массой 600-800 кг (полярные орбиты) или 840-1100 кг (экваториальные орбиты). Стоимость одного коммерческого запуска оценивается в 2,5 миллиона долларов. При этом стоимость вывода на орбиту 1 кг груза находится в пределах 6000-8000 долл. (при весе человека с защитой 90 кг это обойдется в 720000 долларов). Ссылка: http://www.testpilot.ru/russia/raduga/burlak/burlak.htm

...Кроме того, по словам представителей EADS, стоимость запуска 1 кг коммерческого груза на геостационарную орбиту (спутники, расположенные на такой орбите, вращаются со скоростью, равной скорости движения Земли, и для наблюдателей "висят" неподвижно в небе) снизится с нынешних 25-30 тыс. долларов до 12-15 тыс. долл. в 2005-2006 гг. Добиться этого европейцы смогут за счет высокой экономичности новых носителей Ariane 5. Ссылка: http://nuclearno.ru/text.asp?8382

- Обучить человека = 22 года он обучается сам, на "свои" деньги, а потом мы просто отбираем лучшего из обученных, материала миллиарды, и дообучаем потратив, допустим 100000 долларов учитывая соцпакет.
- Дать ему все инструменты для работы и защиту - навскидку оценю это тоже в 100000 долларов при учете что все эти инструменты не имеют сложный ИИ и что бортовой ПК в корабле будет полюбе даже если будут лететь машины.

Итого - 1 млн долларов. Но это без учета обеспечения жизнедеятельности этого человека в космосе.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpB … sc&start=0
http://spaceblog.xprize.org/ - вылезло попутно

А теперь скажите какой нормальный ИИ стоит 1 млн долларов?

ЗЫ: попутно кинуло

Hidden text:
Вообще. если от 50 кг отталикиваться... ну, по минимуму - это Стрела, плюс некий РБ нетяжелый. Проще всего взять ПАО Союза. Там емкость под топливо - 1.5 тонны. Плюс сдвижки, средства поддержания ориентации, радиаторы... в общем, добавить туда еще вашу ПН на 50 Кг - и получится то что надо. Ресурс у него большой - полгода точно.

Итого получаем - берем ПА Союза. Ставим на него вашу ПН, плюс энергетику заменяем на изотопный генератор. Получаем где-то 2.5 тонный КА, тонна сам КА, полторы тонны топливо. Дальше можно топливо частью сжечь для получения высокоэллиптической орбиты, а дальше ионниками до Луны. От нее два гравитационных маневра... или если хорошо прицелиться - то три... и вперед, на слалом-трассу )

Главная проблема, собственно, в том, что нету легких РБ. Самый легкий - это либо Фрегат, либо ПАО Союза.

Экономика:
Ну, навскидку - порядка 5 мегабаксов старт Стрелы, плюс еше мегабакса 2-3 ПАО Союза. Итого... ну, от 7 до 10 мегабаксов.

За эти деньги получаем на LEO 2.5 тонны, имеющие примерно 4 км/с ХС - как раз на разгон до 2й космической. До 3й уже не получится - это нужен Союз-Фрегат, и цена растет уже до 15-20 мегабаксов.

Это в предположении, что начинка спутника у вас своя, и радиотелескоп тоже свой.

Ну, допустим, 50 кг можно прицепить и к Прогрессу примерно за $1500 за кг - то есть всего $75K. Это если близко к себестоимости. Но что в те 50 кг поместится? Один ионник с расходниками сам по себе 50 кг весит, а к нему надо еще источник питания и систему ориентации - как минимум . Та же беда и с ПН, и с системами связи...

http://www.youtube.com/watch?v=aBsqAPak … r_embedded
http://www.garvspace.com/NLV.htm

Дополнение от 05,05,12
http://www.ph4s.ru/book_popul_vselennaya.html

Last edited by godar (2012-05-05 09:04:52)

Offline

#49 2012-11-16 23:44:47

godar ↓ 
Administrator
From: Черкассы
Registered: 2011-02-11
Posts: 536

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Ядерные_реакторы_на_космических_аппаратах
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ядерные_ре … _аппаратах

Offline

#50 2012-12-26 19:06:22

godar ↓ 
Administrator
From: Черкассы
Registered: 2011-02-11
Posts: 536

Re: Ионный и фотонный двигатели: космический прорыв

Добавление ссылок...
http://www.buran.ru/htm/

в частности, Ядерные энергетические установки.
Ядерные ракетные двигатели
http://www.buran.ru/htm/gud%2026.htm

Offline

Board footer

Powered by FluxBB

Реклама: